Музыка. Чрезвычайно важными были годы социалистического строительства для дальнейшего развития украинской советской музыкальной культуры.
Сложной и непрерывно растущей многоотраслевой системой музыкального, театрального, изобразительного искусства руководил сектор искусств Народного комиссариата просвещения (в 1936 году эти функции переданы новосозданному Управлению по делам искусств при Совете Народных Комиссаров УССР).
Сцена из оперы «Тарас Бульба» в постановке Киевского государственного академического театра оперы и балета УССР. Фото 30-х годов.
В 1926 году Театр им. К. Либкнехта был преобразован в Киевскую государственную академическую украинскую оперу. Здесь сложился стабильный состав певцов, музыкантов. На работу сюда были приглашены известные дирижеры, режиссеры, художники. Все зарубежные и русские классические оперы на киевской сцене стали исполняться на украинском языке. Большую работу по переводу оперных либретто на украинский язык проделали украинские писатели, в т. ч. М. Ф. Рыльский и П. Г. Тычина. В театре были поставлены также украинские классические оперы Н. В. Лысенко, С. С. Гулака-Артемовского. 15 октября 1927 года впервые прозвучала опера «Тарас Бульба» Н. В. Лысенко. Коллектив театра осуществил постановки опер украинских советских композиторов — «Дума черноморская» (или «Самийло Кишка», 1929 г.) Б. К. Яновского, «Золотой обруч» (или «Захар Беркут», 1930 г.) Б. Н. Лятошинского, «Яблоневый плен» (1931 г.) А. С. Чишко, «Разлом» (1931 г.) В. А. Фемелиди. Сочетавшая приемы классической хореографии и народного танца постановка балета «Пан Каневский» (1931 г.) М. И. Вериковского открывала первую страницу в ис-/324/тории украинского национального балетного искусства. В 1932 году состоялась премьера балета «Ференджи» (или «Огонь над Гангом») Б. К. Яновского.
С перенесением столицы Советской Украины в Киев театр получил название Киевского государственного академического театра оперы и балета (с 1939 года — им. Т. Г. Шевченко). Его труппа пополнилась многими видными актерами, режиссерами и дирижерами. На сцене театра пели З. М. Гайдай, М. И. Литвиненко-Вольгемут, О. А. Петрусенко, А. Д. Ропская, Ю. С. Кипоренко-Доманский, А. А. Иванов, Б. Р. Гмыря, М. С. Гришко, М. И. Донец, К. А. Минаев, Н. А. Частий, И. С. Паторжинский; в балетной труппе ведущими солистами были Л. А. Жуков, А. И. Гаврилова, К. Г. Васина, В. И. Мерхасина, Н. И. Иващенко, А. М. Соболь и др. Группа артистов балета с большим успехом выступала в 1935 году на Международном фестивале народного танца в Лондоне. В 1935—1936 гг. при театре открылась балетная школа, преобразованная в следующем сезоне в хореографическое училище (среди первых его выпускников была талантливая балерина Л. П. Герасимчук и др.). Значительно увеличился состав оркестра театра. В качестве главного дирижера был приглашен В. А. Дранишников. Дирижерами в разные годы работали А. И. Орлов, А. М. Пазовский, В. О. Пирадов, Б. И. Чистяков, В. Г. Смекалин, постановщиками-режиссерами — И. М. Лапицкий, В. Д. Манзий, Н. В. Смолич, Г. А. Березова, художниками — А. Г. Петрицкий, А. В. Хвостенко-Хвостов и другие.
11 марта 1936 года в Москве спектаклем театра оперы и балета «Запорожец за Дунаем» С. С. Гулака-Артемовского открылась первая Декада украинской литературы и искусства. Тепло встречали москвичи постановку «Наталки Полтавки» Н. В. Лысенко. Театр показал московским зрителям оперу «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова. Многие участники Декады получили правительственные награды, почетные звания. За выдающиеся успехи в развитии украинского советского искусства театр в 1936 году был награжден орденом Ленина.
В 1938 году коллектив театра, работая над освоением нового репертуара, поставил оперы «Щорс» композитора Б. Н. Лятошинского, «Перекоп» харьковских композиторов Ю. С. Мейтуса, В. П. Рыбальченко и М. Д. Тица. Балетной труппой осуществлялись постановки балетов украинских авторов: «Мещанин из Тосканы» харьковского композитора В. Н. Нахабина (1936 г.), «Лилея» одесского композитора К. Ф. Данькевича (1940 г.). Много сделал коллектив театра для пропаганды оперного и балетного творчества композиторов братски республик. С большим успехом прошли в Киеве оперы «Тихий Дон» и «Поднятая целина» И. И. Дзержинского, «В бурю» Т. Н. Хренникова, «Даиси» З. Палиашвили, а также балеты «Сказка о рыбаке и рыбке» Л. А. Половинкина, «Бахчисарайский фонтан» и «Кавказский пленник» Б. В. Асафьева, «Лауренсия» А. А. Крейна, «Сердце гор» А. М. Баланчивадзе.
Среди поставленных в те годы в Киеве зарубежных классических опер особо выделялись «Проданная невеста» Б. Сметаны и «Отелло» Дж. Верди. В процессе подготовки спектакля «Проданная невеста» постановочная группа побывала в Чехословакии. В дни премьеры оперы Киев посетила группа деятелей чехословацкой культуры во главе с выдающимся общественным деятелем Чехословакии, видным ученым Зденеком Неедлы. Многочисленные шефские концерты артистов театра оперы и балета в Киеве, в крупных городах и селах республики способствовали подъему культурного уровня и формированию эстетических вкусов тружеников Украины.
Большой популярностью пользовался в Киеве и Государственный театр музыкальной комедии, организованный в 1934 году. В его репертуаре были оперета И. Кальмана, Ф. Легара, Ж. Оффенбаха и др. Во второй половине 30-х годов на сцене театра появились музыкальные комедии украинских советских авторов — «Свадьба в Малиновке» (музыка А. П. Рябова, либретто Л. А. Юхвида), «Паливода XVIII столетия» (музыка С. С. Жданова, либретто М. Ф. Рыльского, В. И. Охраменко) и другие.
Успешно работала Киевская государственная филармония, созданная в 1926 году. Здесь постоянно проводились концерты симфонической и камерной музыки, выступали хоровые коллективы, солисты оперного театра.
Крупнейший исполнительский коллектив Украины хоровая капелла «Думка» в 1927 году выступала на IV съезде Советов СССР в Москве, во многих фабрично-заводских клубах с произведениями украинских композиторов и тематической программой «Песни народов», а в 1929 году с целью показа достижений молодого советского хорового искусства побывала во Франции. Самостоятельные концерты капеллы, а также в сопровождении местного симфонического оркестра состоя-/325/лись в самом большом концертном зале Парижа — «Плейель». Оратория «Времена года» И. Гайдна исполнялась под управлением выдающегося французского дирижера Е. Ансермэ, а некоторые русские произведения — под управлением известного русского композитора А. К. Глазунова. Концерты «Думки» состоялись также в Лионе, Монпелье, Биаррице, Ангулеме, Бордо.
После возвращения на родину этот коллектив совершил ряд гастрольных поездок по городам Урала, побывав в Свердловске, Перми, Магнитогорске, Челябинске. В 1936 году капелла участвовала в Декаде украинской литературы и искусства в Москве. В год освобождения Западной Украины «Думка» демонстрировала свое мастерство перед слушателями Львовской, Дрогобычской, Ровенской областей, а в 1941 году — перед населением освобожденных районов Северной Буковины и Молдавии. В репертуаре коллектива насчитывалось свыше 500 произведений, среди них наиболее сложные в мировой хоровой литературе — реквиемы Дж. Верди и В. А. Моцарта, кантаты и оратории И. С. Баха, И. Гайдна, Девятая симфония Л. Бетховена, симфония-кантата «На поле Куликовом» Ю. А. Шапорина, кантата «Александр Невский» С. С. Прокофьева, многочисленные произведения украинских композиторов и народные песни.
С разнообразным репертуаром выступала Первая Киевская капелла кобзарей. Ее художественный руководитель кобзарь М. А. Полотай в 1924—1930 гг. исполнял несколько старинных дум и среди них «Думу про Федора Безродного», музыку к которой написал киевский фольклорист и композитор П. Д. Демуцкий. Участники капеллы имели в своем репертуаре «Думу про вдову и трех сыновей», «Думу про трех братьев Самарских», «Плач невольников». В 1934 году Полтавская и Киевская капеллы бандуристов слились в Первую образцовую капеллу бандуристов (находилась в Киеве). Художественными руководителями здесь в разное время были опытные музыканты М. В. Опришко, М. М. Михайлов, Д. Ф. Пика. Концертная деятельность капеллы бандуристов не ограничивалась территорией Украины. Она посетила промышленные районы Урала, Сибири, Дальний Восток, побывала в Средней Азии, Молдавии и в ряде других братских республик.
В середине 30-х годов из Полтавы в Киев был переведен быстро завоевавший народное признание женский хоровой ансамбль («Женхоранс»), созданный по инициативе знатока украинского фольклора, опытного хормейстера и композитора В. Н. Верховинца. Ансамбль сочетал искусство народного и академического пения, отличался глубоким проникновением в народную хореографию. Он осуществил ряд театрализованных постановок песенно-танцевальных миниатюр, вошедших затем в практику многих профессиональных и самодеятельных коллективов.
В 1936 году было издано постановление Совнаркома УССР и ЦК КП(б)У «О развитии хорового дела на Украине», где особое внимание обращалось на необходимость использования в хоровых коллективах народной песни, повышение квалификации руководителей хоров, говорилось об увеличении ассигнований для улучшения работы капелл и ансамблей, расширения их состава. В том же году в Киеве создан Ансамбль польской народной песни и танца{Культурне будівництво в Українській РСР, т. 1, с. 680, 695.}, а в 1939 году организован Государственный ансамбль песни и танца УССР, художественными руководителями которого являлись балетмейстеры Н. А. Болотов и П. П. Вирский, композитор И. А. Виленский.
Интенсивно развивалось на Украине исполнительское искусство инструментальных коллективов. В 1926 году при секторе музыкального вещания радио создан симфонический оркестр. В числе его организаторов были М. М. Канерштейн и П. А. Поляков, долгие годы работавшие дирижерами. Помимо исполнения классической музыки симфонический оркестр киевского радио активно пропагандировал первые симфонические произведения украинских авторов, а также композиторов братских республик. Он выступал не только для радиослушателей, но давал и публичные бесплатные концерты в Первомайском саду, на открытых площадках фабрично-заводских районов города, выезжал в другие города. В 1927 году, например, симфонический оркестр радио побывал в Донбассе. Согласно постановлению правительства УССР (1937 г.) «О создании Украинского Государственного симфонического оркестра»{Там же, с. 730, 771.} этот коллектив в полном составе был передан Управлению по делам искусств при СНК УССР (художественным руководителем и главным дирижером его стал Н. Г. Рахлин), а при радиокомитете создан студийный симфонический оркестр.
Со второй половины 30-х годов в Киеве ежегодно проводились декады советской музыки, на которых демонстрировалось музыкальное творчество братских республик Советского Союза. Так, во время четвертой декады, состоявшейся в 1940 году, исполнялись вокальные, камерно-инструментальные и симфонические произведения Р. М. Глиэра, Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, Ю. А. Шапорина, В. Я. Шебалина, Д. Д. Шостаковича, А. Е. Туренкова и многих других.
С целью выявления музыкально одаренной молодежи на Украине периодически проводились конкурсы исполнителей, лучшие из них принимали участие во всесоюзных конкурсах. Лауреатами таких конкурсов стали певцы-киевляне З. М. Гайдай, Л. А. Руденко, Б. Р. Гмыря, Н. А. Частий.
Певцы, музыканты, многие художественные профессиональные коллективы оказывали большую помощь музыкальным самодеятельным кружкам. Во многих из них в качестве руководителей работали квалифицированные хормейстеры, дирижеры. Для оказания постоянной методической помощи участникам художественной самодеятельности в конце 20-х годов в Харькове создана Центральная станция самодеятельного искус-/326/ства при Наркомиросе УССР, а в других городах — местные станции самодеятельного искусства. На базе этих станций, согласно постановлению Совнаркома УССР от 21 января 1939 года, основаны дома народного творчества. Центральный дом народного творчества (ЦДНТ) в Киеве руководил кружками художественной самодеятельности, оказывал разнообразную помощь участвующим в них, устраивал смотры, олимпиады.
Еще в 1926 году в Киеве был проведен «День музыки», в 1928 году состоялись смотр хоров и совместное выступление хоровых капелл и кружков под руководством дирижера и композитора М. И. Вериковского. На Первой Всеукраинской музыкально-хоровой олимпиаде, открывшейся в Харькове 1 мая 1930 года, в числе других призовые места получили и киевские художественные коллективы: хоровая капелла Юго-Западной железной дороги под управлением хормейстера П. Г. Гончарова и хор металлистов под управлением Я. Д. Мищенко{Носов Л. Музична самодіяльність Радянської України, К., 1968, с. 33, 38.}. на состоявшейся в Москве в августе 1932 года Первой Всесоюзной олимпиаде художественной самодеятельности успешно выступили хор завода «Большевик» (руководитель Г. Г. Веревка) и симфонический оркестр киевского завода «Арсенал». Согласно постановлению СНК УССР и ЦК КП(б)У «О развитии украинского самодеятельного искусства» в 1936 году в Киеве была проведена Первая республиканская олимпиада самодеятельного искусства. Жюри олимпиады удостоило премий ряд киевских самодеятельных коллективов, среди них капеллу бандуристов киевских железнодорожников (художественный руководитель Г. Андрийчук), хоровую капеллу Юго-Западной железной дороги (П. Г. Гончаров) и ансамбль песни и танца завода «Точэлектроприбор» (Я. Д. Мищенко){Культурне будівництво в Українській РСР, т. 1, с. 50, 707, 708.}.
В 1936 году в издательстве «Мистецтво» вышел сборник «Послеоктябрьская народная песня», в который вошли украинские народные песни, собранные фольклористом Я. Лиходеем, в гармонизации В. С. Косенко, Л. Н. Ревуцкого и др. Созданный в том же году Институт украинского фольклора Академии паук УССР занялся собиранием образцов словесного и музыкального фольклора. Большую работу по организации фольклорных экспедиций и изучению народной музыки проводил в институте профессор Н. А. Гринченко. Он принял непосредственное участие в созыве в Киеве конференции народных певцов, кобзарей и лирников (1939 г.) и явился инициатором создания при Киевской филармонии своеобразного этнографического музыкального ансамбля. В течение 1936—1941 гг. институт издал много тематических сборников, в т. ч. «Орденоносцы-стахановцы в украинском народно-песенном творчестве», «Народное творчество о Красной Армии» и другие.
Быстро развивавшаяся в республике музыкальная культура требовала все большего количества кадров. Музыкально-драматический институт им. Н. В. Лысенко и музыкальный техникум с каждым годом увеличивали прием студентов. Для подготовки к поступлению в вуз рабоче-крестьянской молодежи институт открыл в Киеве музыкальный рабфак.
В 1934 году на базе музыкального отделения Музыкально-драматического института им. Н. В. Лысенко и музтехникума возобновила свою деятельность Киевская государственная консерватория. При ней открылась первая в Советском Союзе специальная музыкальная школа-десятилетка с интернатом для одаренных детей (впоследствии им. Н. В. Лысенко). Средним музыкальным учебным заведением стало музыкальное училище (позднее ему присвоено имя известного композитора Р. М. Глиэра). Кроме того, расширилась сеть: музыкальных семилеток, детских районных музыкальных школ и вечерних музыкальных школ для взрослых.
При Киевской консерватории открылась аспирантура, готовившая высококвалифицированных педагогов, музыковедов, научных работников. Была учреждена Школа высшего мастерства, где совершенствовались в игре на различных инструментах окончившие музыкальный вуз молодые специалисты. Консерватория успешно готовила филармонических певцов и артистов музыкальных театров; с 1938 года здесь действовала Оперная студия — учебный театр, где будущие артисты приобретали необходимые сценические навыки. За большие заслуги в педагогической, исполнительской и музыкально-общественной работе Киевская консерватория в 1938 году Указом Президиума Верховного Совета СССР награждена орденом Ленина, в 1940 году ей присвоено имя великого русского композитора П. И. Чайковского.
Как и в предыдущие годы, продолжало действовать Общество им. Н. Д. Леонтовича, в 1928 году преобразованное во Всеукраинское музыкальное общество революционных музыкантов (ВУТОРМ; спустя некоторое время переименовано в «Пролетмуз»). В обществе была значительно сужена концертная работа, больше внимания стали уделять проблемам музыкального творчества. Часть композиторской молодежи и музыкальных критиков, не согласных с деятельностью ВУТОРМа, вышла из его состава и организовала в 1929 году Ассоциацию пролетарских музыкантов Украины (АПМУ). Несмотря на то, что эти организации вели и полезную деятельность, они к началу 30-х годов настолько противостояли друг другу, что стали серьезно тормозить развитие советской музыки. После принятия ЦК ВКП(б) постановления «О перестройке литературно-художественных организаций» 23 апреля 1932 года они были ликвидированы, создан Оргкомитет Союза композиторов Украины (СКУ).
25 февраля 1939 года в Киеве начал работу Первый съезд композиторов Украины. Он призвал всех композиторов укреплять связи с народом, нацелил их на создание реалистических музыкальных произведений./327/ Председателем правления Союза композиторов Украины был избран Б. Н. Лятошинский.
Обсуждению достижений музыкального творчества украинских советских композиторов был посвящен проходивший с 23 марта по 5 апреля 1940 года в Киеве пленум Союза композиторов СССР. На нем присутствовали композиторы и музыковеды из Российской Федерации — Д. Б. Кабалевский, В. И. Мурадели, В. Я. Шебалин, Д. Д. Шостакович, М. О. Штейнберг и другие, а также из освобожденных областей Западной Украины — львовяне В. А. Барвинский, С. Ф. Людкевич, Н. Ф. Колесса, А. М. Солтис и др. Высокую оценку получили на пленуме музыкальные произведения композиторов-киевлян: соната для виолончели и фортепиано В. С. Косенко, струпный квартет № 1 А. Д. Филиппенко, написанная по мотивам поэзии Т. Г. Шевченко симфоническая поэма «Лилея» молодого композитора Г. И. Майбороды.
Спустя год после пленума в городе состоялся Второй съезд композиторов Украины. Главными вопросами повестки дня его были реализм и народность музыкальных произведений. На съезде избрали новое правление СКУ, председателем которого стал К. Ф. Данькевич.
Украинская советская музыкальная культура обогащалась новыми произведениями оперной и балетной музыки. Был в этом весомый вклад и киевских композиторов. В 1930 году Б. Н. Лятошинский завершил работу над оперой «Золотой обруч» (по произведению И. Я. Франко «Захар Беркут», либретто Я. А. Мамонтова). Над оперой «Щорс» (либретто М. Ф. Рыльского и И. А. Кочерги) композитор работал в 1937—1938 гг. Немало фрагментов из нее вошло в концертную практику многих исполнителей и хоров, среди них «Песня Богунского полка» и «Финальный хор». Несмотря на некоторые драматургические просчеты либретто, музыка оперы «Щорс» свидетельствовала о крупной победе реалистического метода в новом для украинской музыки жанре — опере на современную тему.
Композитором Л. И. Ревуцким совместно с поэтом М. Ф. Рыльским и постановочной группой Киевского оперного театра в 30-х годах была осуществлена новая редакция оперы «Тарас Бульба» Н. В. Лысенко. Б. Н. Лятошинский сделана новая оркестровка. В опере нашли отражение героико-эпические страницы освободительной борьбы на Украине. Увертюра к ней — это подлинный шедевр национального искусства.
В связи со 125-летием со дня рождения Т. Г. Шевченко киевские композиторы написали несколько опер на темы шевченковских произведений, о жизни поэта. Удачнее других оказалась лирико-бытовая опера «Сотник» композитора М. И. Вериковского.
Дальнейшее развитие инструментального исполнительского искусства оказало непосредственное влияние на создание симфонической и камерной музыки. В украинской музыке появлялись крупные инструментальные произведения разных жанров — симфонии, симфонические поэмы и картины, сюиты, программная инструментальная музыка. Выдающимся вкладом в развитие украинского симфонизма была романтическая лирико-эпическая Вторая симфония Л. Н. Ревуцкого, получившая первую премию в 1927 году на конкурсе Наркомпроса УССР, посвященном 10-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Вторая симфония положила начало украинскому советскому симфонизму. Отредактированная впоследствии, она была удостоена Государственной премии СССР 1941 года.
На конкурсе, объявленном Наркомпросом УССР на лучшее произведение к 10-летию Октября, Б. Н. Лятошинский за «Увертюру на 4 украинские темы» также получил первую премию. В 1935—1936 гг. он создал еще одно крупное произведение — Вторую симфонию. В. С. Косенко встретил 15-летнюю годовщину Октября «Героической увертюрой», получившей широкую известность и всеобщее признание. В ней нашли достойное воплощение героика гражданской войны и пафос победы. В. С. Косенко принадлежит также другое крупное произведение — симфоническая поэма на молдавские темы (1936—1937 гг.).
Украинские советские композиторы в предвоенные годы создавали также концертные произведения крупной формы для отдельных инструментов и симфонического оркестра. В 1936 году Л. Н. Ревуцкий закончил концерт для фортепиано и симфонического оркестра в четырех частях. Это был первый украинский концерт с использованием богатых художественных и технических возможностей пианизма и красочной оркестровой палитры. В 1966 году этот концерт в новой авторской редакции был удостоен Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко. Яркой страницей в украинской музыке стал также трехчастный концерт для фортепиано и симфонического оркестра В. С. Косенко (после скоропостижной смерти композитора в 1938 году он был отредактирован Л. П. Ревуцким и Г. И. Майбородой). В этом произведении сказалось влияние музыки С. В. Рахманинова. В 1939 году впервые был исполнен одночастный концерт для фортепиано и симфонического оркестра М. А. Скорульского. Тогда же прозвучал концерт для скрипки и симфонического оркестра П. Т. Глушкова на украинские народные темы. Этому/328/ композитору принадлежит также концерт для виолончели и оркестра.
Расцвет камерной инструментальной и вокальной музыки определила интенсивная творческая работа таких крупных мастеров, как Л. Н. Ревуцкий, В. С. Косенко, Б. Н. Лятошинский и Ф. Н. Надененко. В репертуар исполнителей прочно вошли великолепные фортепианные прелюдии, миниатюры для фортепиано — «Песня» и «Юмореска», для виолончели и фортепиано — «Баллада», а также «Интермеццо» для скрипки в сопровождении фортепиано Л. И. Ревуцкого. В. С. Косенко в жанре камерной инструментальной музыки создал разнообразные по содержанию и пианистической технике этюды для фортепиано (11 романтических и столько же в форме старинных классических танцев), поэмы-легенды, трио для фортепиано, скрипки, виолончели и другие. Работая в Киеве, он написал два концертных вальса для фортепиано и сборник «24 детские пьесы для фортепиано». Содержательностью, художественным вкусом, безукоризненным владением техникой вокального письма отличается пушкинский цикл романсов композитора, созданный в первой половине 30-х годов. Написанные на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко, Леси Украинки романсы Ф. Н. Надененко исполнялись многими певцами, в т. ч. И. С. Козловским, С. Я. Лемешевым, Л. А. Руденко и другими.
Большая самобытность, строгая философичность, эмоциональная сдержанность характерны для камерной музыки Б. Н. Лятошинского. Некоторые его романсы, в частности «На холмах Грузии» (на слова А. С. Пушкина) и те, в которых использованы стихи И. Я. Франко, близки к народным истокам.
Интересный цикл романсов — четыре лирических вокальных произведения на слова А. Негри, Дж. Байрона и Г. Гейне (все в переводе на украинский язык Леси Украинки) — создал М. И. Вериковский к 25-летию со дня смерти выдающейся украинской поэтессы.
В развитии профессиональной музыки значительная роль принадлежала фольклору. Украинские советские композиторы часто использовали его в своем творчестве. Живейшее участие в обработке и популяризации современных украинских народных песен приняли В. С. Косенко и Л. Н. Ревуцкий. В. С. Косенко обратился также к обработкам песен досоветского времени (серия «Пять обработок для голоса в сопровождении фортепиано»). Богатством гармонических средств отличаются его обработки народных песен на общественно значимую тематику («Заслужський хліб добрий», «Багацька дочка» и ряд других). Л. Н. Ревуцкий в этом жанре вновь продемонстрировал художественную изобретательность (две песни на тему о панщине); особенно интересна его обработка лирической песни «Ты крапивонька». Обработки народных песен Б. Н. Лятошинского очень самобытны и оригинальны. Особенно выделяются среди них «Ой в поле тихий ветер воет» — подлинный шедевр — и траурно-героическая песня «Казака несут». Ф. Е. Козицкий создал ряд хоровых (a capella) обработок песен, объединенных в сборнике «Восемь украинских народных новелл» (1936—1937 гг.), Очень интересные обработки для хора принадлежат композиторам Г. Г. Веревке (например, юмористическая песня «И шумит, и гудит») и Г. П. Таранову (вокальная сюита из шести украинских песен для меццо-сопрано и баса в сопровождении оркестра; лирические, шуточные, колыбельная песни; 1937 год).
В этот период появился ряд крупных вокально-симфонических произведений, торжественных и праздничных по своему характеру. В 1936 году прозвучала «Октябрьская кантата» М. И. Вериковского (слова М. Ф. Рыльского). Исполнил ее сводный хор самодеятельных и профессиональных коллективов Киева в количестве 600 человек в сопровождении Государственного симфонического оркестра УССР под управлением автора, В 1939 году исполнена «Торжественная кантата» Б. Н. Лятошинского (сюжет и стихи М. Ф. Рыльского) — также многочастное произведение для солистов, хора и симфонического оркестра.
В предвоенные годы продолжали развиваться и песенно-хоровые жанры. Композиторами В. С. Косенко, Б. Н. Лятошинский, Л. Н. Ревуцким, Г. Г. Веревкой, М. И. Вериковским, Ф. Е. Козицким и другими были созданы песни о вдохновенном труде рабочих и колхозников, о борьбе и победах Красной Армии в годы гражданской войны, о ее выдающихся полководцах и др. Ряд музыкальных произведений, созданных в это время, вошел в золотой фонд советской музыки.