Красноармейск (до 1934 года — Гришино, в 1934—1938 гг.— Постышево, до 1964 года — Красноармейское) — город областного подчинения. Расположен в 65 км к северо-западу от Донецка. Крупный железнодорожный узел. Город пересекают железнодорожная магистраль, связывающая его с Киевом (с ответвлениями на станции Лозовая, Павлоград, Роя) и автодорога Донецк — Днепропетровск—Киев. Население — 58,7 тыс. человек. Красноармейскому городскому Совету подчинены шахтерские города Димитров, Родинское и поселок городского типа Шевченко. Население Красноармейска вместе с подчиненными горсовету населенными пунктами составляет 139,5 тыс. человек.
Возникновение города связано со строительством Екатерининской железной дороги, начавшемся в 1880 году. Построенная здесь железнодорожная станция была названа, как и ближайшее, расположенное в девяти верстах, село — Гришипо{Россия. Полное географическое описание нашего отечества, т. 14. стр. 626.}. Так же стал называться и по-/436/селок при ней, который входил в состав Гришинской волости Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. Первыми его жителями были разорившиеся крестьяне окрестных сел, а также переселенцы из центральных и северных губерний Украины и России. В 80-х гг. XIX в. здесь образовался крупный рынок найма рабочей силы, где ежегодно собирались в поисках заработка от 2 до 4 тыс. человек{Історія робітничого класу Української РСР. т. 1, стр. 116.}. Гонимые нуждой, они шли работать на строительство железной дороги и в экономии местных помещиков.
В 1881 году на станции Гришино вступило в строй одно из основных депо Екатерининской дороги, в 1883 году — вокзал. 18 мая 1884 года Екатерининская железная дорога была полностью сдана в эксплуатацию, и через Гришино пошли поезда. В связи с увеличением грузооборота в 1894—1895 гг. на участке Демурино — Гришино — Ясиноватая построили второй путь, на станции проложили дополнительные приемо-отправочные и подъездные пути, а также построили экипировочные сооружения; в 1896 году провели 9-километровую водонапорную линию{Журн. «Вестник Екатерининской железной дороги». 1924, № 1/2, стр. 19, 21, 42.}. В начале XX в. станция Гришино ежегодно отправляла до 1 млн. пудов хлеба и 3 млн. пудов каменного угля. В поселке возникли мелкие предприятия, а вокруг него — многочисленные угольные рудники. В 1900 году здесь действовали слесарно-токарная мастерская, три паровые мельницы, кирпичный и мыловаренный заводы, маслобойня{Фабрики и заводы. Справочная книга Екатеринославской губернии, стр. 180, 181, 195, 200, 201, 205, 209.}. Быстро росло население пристанционного поселка. В начале XX в. в нем насчитывалось около 2600 жителей, в основном железнодорожники и их семьи. Трудной и безрадостной была их жизнь. По данным статистики, в конце XIX в. ежемесячная заработная плата рабочего службы пути составляла 14 руб. 60 коп. Этих денег не хватало, чтобы прокормить семью. Рабочий день длился до 12 часов. Отсутствовала охрана труда, что часто приводило к несчастным случаям. Построенные администрацией несколько жилых каменных домов были холодными, сырыми и темными, к тому же не могли вместить всех рабочих станции. Возле депо появились ряды глинобитных и деревянных лачуг, землянок, где селились семьи трудящихся. Численность рабочих на предприятиях Гришина непрерывно возрастала. В начале XX в. только в железнодорожном депо трудилось более 800 человек. Росли их сознательность и организованность. Большую роль в этом сыграло распространение среди рабочих ленинской газеты «Искра». В 1904 году в депо станции Гришино возникла социал-демократическая группа{Донецкий облпартархив ф. 16, оп. 1, д. 9, л. 21.}, которую возглавили большевики — монтер депо 3. А. Колосов и машинист паровоза Н. В. Боровой. Действовала организация под руководством Екатеринославского комитета РСДРП, оттуда получала листовки и распространяла их среди трудящихся. Листовки и воззвания, призывавшие к свержению самодержавия, печатались также и в поселке на гектографе, установленном на квартире учительницы железнодорожного училища Л. В. Добровой{ЦГИА УССР в Киеве, ф. 347, оп. 1, д. 296, л. 17.}.
Н. В. Боровой — один из руководителем социал-демократической организации Гришино в 1905 году.
Трудящиеся Гришина приняли самое активное участие в революционных событиях 1905—1907 гг. Во время Октябрьской всероссийской политической стачки 1905 года гришинские железнодорожники выступили вместе с пролетариатом всей России. На станции был избран стачечный комитет, в состав которого вошло более 15 человек. Возглавил его инженер Поляков. В депо и мастерских распространялись прокламации. Происходили митинги и собрания, на которых ораторы призывали к свержению самодержавия и установлению демократической республики. Забастовка длилась до 20 октября 1905 года.
Царский манифест 17 октября 1905 года не угасил накала революционной борьбы. В станционном здании, в железнодорожной библиотеке продолжались митинги и собрания, на которых ораторы призывали к свержению царизма, к вооруженной борьбе с самодержавием. С пламенными речами выступали монтер депо большевик З. А. Колосов, его сын — слесарь депо Ф. 3. Колосов, машинист паровоза Н. Ф. Файбышев и др. Гришинские социал-демократы развернули работу и среди крестьян окрестных сел. В середине ноября на станции Гришино под руководством большевиков было проведено в жизнь постановление делегатского собрания рабочих и служащих Екатерининской железной дороги о введении явочным путем в мастерских и депо 8-часового рабочего дня. 22 ноября 1905 года забастовали служащие станции. Остановились поезда. Ночью делегаты выехали на станции Чаплино, Раздоры и Синельниково, чтобы вовлечь железнодорожников в политическую забастовку. Эта забастовка продолжалась 5 дней{Коротка хронологія революції 1905 року на Україні, стр. 115, 116.}.
В начале декабря 1905 года в Гришино прибыл представитель Московского комитета РСДРП С. Морозов. Он привез большевистскую литературу и развернул широкую агитационную работу среди рабочих поселка/437/